Упражнения на страдательные причастия



1. Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени.
От глаголов I
 спряжения:
исчерпывать - (они) исчерпывают – исчерпывающий
оправдывать — оправдыв....т — оправдыв... щий
перекрещивать — перекрещив....т — перекрещив...,щийся
перерабатывать — перерабатыв....т — перерабатыв....щий
падать — пад....т — пад....щий
искать — ищ..т — ищущий
плакать — плач.т — плач., щий
скакать — скач. .т — скач. .щий
дремать — дремл. .т — дремл-.щий
бороться — бор. .тся — бор.. щийся
сеять — се. .т — се. .щий
реять — ре..т — ре., щий
таять (снег) — та..т — та..щий
От глаголов ІІ спряжения: строить — (они) строят — строящий
клеить — кле.т — кле..щий
держать — держ..т — держ..щий
дышать — дыш.-т — дыш..щий
зависеть — завис, .т — завис, щий
видеть — вид-.т — вид., щий
слышать — слыш..т — слыш..ий
ненавидеть — ненавид.т — ненавидящий
значить — знач.т — значащий
таить (секрет) — та..т — та. щий

2. Замените действительные причастия страдательными.
Тучи, окружающие озеро — озеро, окружаемое тучами;
летчики, управля....ие самолетами — самолеты, управля....ые летчиками;
мастер, праверя....ий машину — машина, проверя....ая мастером;
волны, омыва....ие берег — берег, омыва....ый волнами.

3. Вместо двух предложений напишите одно с причастным оборотом.
1. Вчера у меня в гостях был приятель. Он приехал недавно с практики.
2. Мне надо отдать деньги подруге. Она купила мне этот словарь.
3. В зале сидели студенты. Они поступили в этом году на наш факультет.
4. Некоторые ребята уже уехали на каникулы. Они сдали все экзамены досрочно.
5. Моя подруга хочет поступить на медицинский факультет. Она закончила школу с золотой медалью.
6. Приятель рассказал мне о последних событиях в нашей стране. Он получил письмо.
7. Мы прочитали статью. Она рассказывает об исторических памятниках Москвы.
8. У меня есть товарищ. Он хорошо играет на гитаре и мечтает стать артистом.

4. Замените пассивные конструкции активными.
1. По радио передано важное сообщение.
2. Правительством принято новое постановление.
3. Газетами опубликован указ президента.
4. В книжном магазине уже распроданы все англо-русские словари.
5. В нашем районе открыт новый продовольственный магазин.
6. Думой обсуждены новые российские законы.
7. Президент избран на 5 лет.
8. Земля обрабатывается сельскохозяйственными машинами.
9. Коридор убирается этой уборщицей.
10. Бразилией экспортируется кофе.
11. В нашем клубе демонстрируются старые фильмы.
12. Урожай уже убран крестьянами с полей.

5. Задайте данные вопросы в пассивной форме.
1. Кто открыл Америку?
2. Кто основал Москву?
3. Кто основал ваш родной город?
4. Кто опубликовал эту статью?
5. Кто перевёл эти стихи?
6. Кто обнародовал этот документ?
7. Кто арестовал этого преступника?
8. Кто впервые описал эти острова?
9. Кто написал музыку этой песни?
10. Кто впервые осуществил полёт в космос?
11. Кто первый осуществил посадку на Луну?
12. Кто изобрёл кино?
13. Кто открыл этот физический закон?
14. Кто построил это здание?

6. Вместо точек вставьте одно из данных причастий в нужной форме.
1. Я прочитала статью ... в газете «Известия» о положении в Эфиопии. Эта статья ... на днях (опубликованный, опубликован).
2. Наш университет ... в 1960 году. Наш университет ... в 1960 году, подготовил уже тысячи специалистов для разных стран (созданный, создан).
3. Приятель показал мне письмо только что ... из дома. Письмо ... из дома вчера (полученный, получен).
4. Сдавайте в библиотеку книги ... вами. Они нужны другим. Эта книга ... всеми с большим интересом (прочитанный, прочитан).
5. Он пытался открыть ... дверь. Дверь ... моим соседом (запертый, заперт).
6. Российские издательства публикуют многие ... раньше книги. Фашистская партия должна быть ... (запрещённый, запрещён).

7. Замените предложения со словом который причастными оборотами и закончите предложения.
1. Статья, которую я перевёл,... .
2. Задание, которое он сделал, ... .
3. Новости, которые мы услышали, ... .
4. Здание, которое построили рабочие, ... .
5. Экзамены, которые сдали студенты, ... .
6. Работы, которые сдали студенты, ... .
7. Окно, которое она закрыла, ... .
8. История, которую мы рассказали друзьям, ... .
9. Вечер, который организовало наше землячество, ... .
10. Книги, которые выдали нам в библиотеке, ....

8. Выберите причастие и поставьте его в нужном падеже.
1. Он прочитал письмо,... ему родителями. Родители,... ему письмо, сообщали домашние новости (приславший, присланный).
2. Журналист,... статью о Чечне, недавно вернулся оттуда. Статья, ... в газете, рассказывает о последних событиях (опубликовавший, опубликованный).
3. Вице-премьер, ... интервью журналистам, подтвердил стремление правительства идти по пути реформ. Интервью, ... вице-премьером, вызвало интерес у общественности (давший, данный).
4. МИД России, ... провести визит президента в эту страну в октябре, вновь отложил его. Визит президента, ... на конец месяца, должен состояться (запланировавший, запланированный).
5. Президенты двух стран,... эту проблему, не пришли к единому мнению. Проблема, ... двумя президентами, очень злободневна (рассматривавший, рассмотренный).

9. Дайте ответ на вопрос. В ответе используйте пассивную конструкцию.
1. Кто открыл Америку? 2. Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий) 3. Кто основал ваш родной город? 4. Кто перевёл Библию на латинский язык? (святой Иероним) 5. Кто написал музыку балета «Щелкунчик»? (Пётр Ильич Чайковский) 6. Кто впервые осуществил полёт в космос? (русский космонавт Юрий Гагарин) 7. Кто изобрёл кино? (братья Люмьер) 8. Кто открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон) 9. Кто построил Покровский собор на Красной площади (архитекторы Постник и Барма)?

10. От приведённых ниже глаголов образуйте страдательные (пассивные) причастия настоящего времени. Какие три суффикса вы используете?
приводить ­-
анализировать –
выдвигать ­ -
рассматривать –
исследовать –
изучать –
устанавливать –
подвергать –
предполагать –
образовать –
сопоставлять –
подтверждать –

11. Прочитайте предложения. Раскройте скобки, обращая внимание на род, число и падеж причастий.
1 . . .. проблема представляется достаточно актуальной. (Изучаемый)
2 . . . . нами при­ меры подтверждают выдвинутую гипотезу. (Приводимый)
3. Нас интересуют изменения, произошедшие за ... период. (исследуемый)
4 . ... нами гипотеза позволяет лучше понять происходящее. (Выдвигаемый)
5. Тема дипломной работы, ... вашему вниманию, - «Влияние творчества А.С. Пушкина на развитие поэзии Серебряного века». (предлагаемый)
6 . . . . время отъезда - 8 часов утра. (Предполагаемый)
7 . ... вклад в науку о языке внёс известный лингвист В.В. Виноградов. (Весомый)
8. Мы достигли уже ... результатов. (ви­димый)

12. Замените причастные обороты придаточными определительными предложениями. Обратите внимание на то, какими средствами будет выражена пассивность в первом и во втором случаях.
М о д е л ь: Проводимый (нами) в настоящее время эксперимент позволит подтвердить нашу гипотезу. - Эксперимент, который в настоящее время мы проводим, позволит подтвердить нашу гипотезу. - Эксперимент, который проводится в настоящее время, позволит подтвердить нашу гипотезу.
1. Рецензируемая нами работа выполнена на высоком профессиональном уровне.
2. Диссертация, предлагаемая вашему вниманию, посвящена творчеству С.А. Есенина.
3. Устанавливаемая нами зависимость подтверждает правильность наших рассуждений.
4. В научном стиле речи велико число причастий, образуемых от частотных для научного стиля глаголов.
5. Приводимые нами примеры не случайны, они носят системный харак­тер.
6. Примеры, рассматриваемые в диссертации, не всегда удачны.

13. Замените действительные причастия страдательными. 
Тучи, окружающие озеро — озеро, окружаемое тучами;
летчики, управля....ие самолетами — самолеты, управля....ые летчиками;
мастер, праверя....ий машину — машина, проверя....ая мастером;
волны, омыва....ие берег — берег, омыва....ый волнами.

14. Вместо двух предложений напишите одно с причастным оборотом.
1. Вчера у меня в гостях был приятель. Он приехал недавно с практики.
2. Мне надо отдать деньги подруге. Она купила мне этот словарь.
3. В зале сидели студенты. Они поступили в этом году на наш факультет.
4. Некоторые ребята уже уехали на каникулы. Они сдали все экзамены досрочно.
5. Моя подруга хочет поступить на медицинский факультет. Она закончила школу с золотой медалью.
6. Приятель рассказал мне о последних событиях в нашей стране. Он получил письмо.
7. Мы прочитали статью. Она рассказывает об исторических памятниках Москвы.
8. У меня есть товарищ. Он хорошо играет на гитаре и мечтает стать артистом.

15. Замените пассивные конструкции активными.
Модель: Урожай уже собран крестьянами с полей. - Крестьяне уже собрали урожай.
1. По радио передано важное сообщение.
2. Правительством принято новое постановление.
3. Газетами опубликован указ президента.
4. В книжном магазине уже распроданы все англо-русские словари.
5. В нашем районе открыт новый продовольственный магазин.
6. Думой обсуждены новые российские законы.
7. Президент избран на 5 лет.
8. Земля обрабатывается сельскохозяйственными машинами.
9. Коридор убирается этой уборщицей.
10. Бразилией экспортируется кофе.
11. В нашем клубе демонстрируются старые фильмы.

Популярные сообщения из этого блога

Правописание 'н'/'нн' в причастиях + упражнения

Упражнения на тему "Причастие и деепричастие"