Упражнения на вид глагола


1. Выберите правильную форму. Если возможны варианты, укажите лучший из них.
Я хочу каждый день ... (узнавать - узнать) больше. 2. Мне сначала надо ... (сдавать - сдать) экзамен, а потом ... (заходить - зайти) в библиотеку. 3. Такое простое задание можно ... (делать - сделать) за десять минут. 4. Здесь можно ... (отдыхать-отдохнуть ) всё лето. 5. Ему надо было немедленно ... (отчитываться -отчитаться) перед преподавателем. б. Нужно как можно чаще ... (ходить -сходить) в библиотеку. 7. Вчера мне пришлось ... (переписывать - переписать) работу и ... (отдавать - отдать) её преподавателю. 8. Он любит ... (ходить - сходить) в Эрмитаж и ... (читать - почитать) книги по искусству. 9. Секретарь может ... (оформлять - оформить) визу за три дня. 10. Хотя бы ради родителей он обязательно должен ... (заканчивать - закончить) университет и ... (получать - получить) диплом. 11. Невозможно ... (посылать - послать) письмо по электронной почте, если компьютер не работает. 12. Друзья посоветовали мне ... (покупать - купить) эту книгу.
2. Выберите правильную форму.
1. Мне постоянно ... (приходится -пришлось) рано вставать. 2. Он просил меня не ... (говорить -сказать) тебе об этом. 3. Я хочу быстрее ... (заканчивать -закончить) университет. 4. Надо ... (приезжать-приехать) к бабушке каждую субботу. 5. Он решил не ... (переезжать-переехать). 6. Мне пришлось ... (ехать-приехать) к тебе через весь город. 7. Нет смысла ... {беседовать - побеседовать) с ним на эту тему. 8. Ты всё-таки решил не ... (заниматься -заняться) философией? 9. Надо время от времени ... (просматривать - просмотреть) газеты. 10. Официант! Я хочу . . . (заказывать - заказать) ужин. 11. Будьте добры, мне нужно ... (оформлять -оформить) визу. 12. Я бы хотел ... ( переносить-перенести) или ... (откладывать-отложить) нашу встречу. 13. Он решил не ... ( переносить - перенести) переговоры на завтра. 14. Не надо . . . ( откладывать отложить) на завтра то, что можно ... (делать -сделать) сегодня.
3. Объясните употребление НСВ инфинитива в этой конструкции. Какой синонимичной конструкцией её можно заменить?
М о д е ль: -Надо купить (покупать) учебник? - Можно не покупать, он есть в библиотеке.
1. Надо прибрать в комнате? 2. Надо приготовить ужин? 3. Нужно делать домашнее задание? 4. Нужно посоветоваться с отцом? 5. Я должен поехать туда? 6. Пойти к нему? 7. Сходить в магазин? 8. Разбудить его? 9. Поздороваться с ним ещё раз? 10. Постараться ему поправиться? 11. Помыть посуду? 12. Открыть вино? 13. Посолить рис? 14. Принести соль? 15. Положить специи в мясо? 16. Включить музыку? 17. Пронумеровать страницы? 18. Разрезать торт?

4. Проверьте себя.
1. Она никогда не может меня ... (понимать-понять )! 2. -Ты хромаешь? -Да, на эту ногу мне совсем не ... (вставать - встать). 3. Поклонникам этого певца наконец удалось ... (пробиваться -пробиться) к сцене. 4. Он успел ... (запрыгивать - запрыrнуть) в автобус уже на ходу. 5. Мне надоело ... (болтать- поболтать) о пустяках. б. Это бьша его очередная глупость. Но он одумался и перестал ... (употреблять -употребить) наркотики. 7. Извини, я забыл ... (оформлять - оформить) подписку на «Известия». 8. Мы привыкли ... (полагаться-положиться) друг на друга. 9. Похоже, что он не привык ... (доверять -доверить) людям. 10. Нельзя ... (лгать - солгать) - это аморально! 11. Тузик, ... (сидеть- посидеть)! 12. К сожалению, старик начал ... (глохнуть- оглохнуть). 13. Собака надоела ему, и он решил от неё ... (избавляться - избавиться). 14. Дети совсем перестали ... (слушаться - послушаться) родителей. 15. Мой отец научил меня не ... (совать -сунуть) нос в чужие дела. 1 б. Не надо ... (упрекать -упрекнуть) меня: я ни в чём не виноват! 17. Он негодяй. Зачем ... (опускаться - опуститься) до его уровня?! 18. Как ты сумел не ... (заражаться - заразиться) гриппом? Молодец! 19. А не ... (развлекаться - развлечься) ли нам? 20. В бассейн ... (спускаться - спуститься) строго запрещается. 21. По Неве зимой ходить опасно. Как бы не ... (проваливаться - провалиться) под лёд! 22. А не ... (заводить- завести) ли мне собаку? 23. Всё-таки мы решили не ... (заводить - завести) собаку. 24. Наверное, не стоит никому ничего ... (запрещать - запретить)! 25. Необходимо время от времени ... (проветривать-проветрить) комнату. 26. Он, как обычно, принялся всех ... (обвинять -обвинить). 27. Он передумал ... (разжигать разжечь) огонь. 28. Пожарным не сразу удалось ... (тушить - потушить) огонь. 29. Дом сгорел? Не беда! Мне там не ... (жить - пожить), у меня есть другой. 30 . ... (Высыпаться -Выспаться) бы хоть раз! 31. Зачем ... (унижаться-унизиться)? 32. Незачем ... (сбривать - сбрить) бороду! 33. Это хорошее кафе, там всегда можно ... (перекусывать перекусить). 34. Зачем было ... (расстёгивать - расстегнуть) куртку в такой ветер?!

5. Раскройте скобки, выбрав глагол нужного вида.
Как медвежонок олимпийцам помогал Солнце (припекало – припекло) по-весеннему. Тепло, наверное, разморило медвежат, которых (тренировала – потренировала) на Приморском шоссе дрессировщица Наталья Архипова. Они явно не хотели (выполнять – выполнить) задание – (кататься – покататься) на велосипедах. Вдруг на шоссе (показывалась – показалась) группа велосипедистов. Как потом (выяснялось – выяснилось), среди них были кандидаты в олимпийскую сборную. И тут (случалось – случилось) неожиданное. Медвежонок вскочил на велосипед, приналёг на педали и с большой скоростью (мчался – помчался) вперёд. Напрасно его звала Архипова. Видимо, четвероногого велосипедиста (охватывал – охватил) настоящий азарт. Он не хотел ударить в грязь лицом перед олимпийцами. Догнать медвежонка оказалось непростым делом даже опытным мастерам. Спортсмены потом шутили: не (брать – взять) ли им в свою команду шустрого медвежонка (По Иванову).
• Как вы понимаете выражение не хотел ударить в грязь лицом?
• Объясните, почему в начале рассказа используются глаголы несовершенного вида, а потом – совершенного.

6. Переделайте утвердительные предложения в отрицательные по образцу:
Друзья договорились поехать на рыбалку. – Друзья договорились не ехать на рыбалку.
Обратите внимание: в отрицательных предложениях употребляются глаголы несовершенного вида.
1. Мы решили встретиться завтра. 2. Друзья решили испытать его терпение. 3. Отец попросил вызвать меня с урока. 4. Наша семья решила поехать на дачу в воскресенье. 5. Врач рекомендовал больному встать с постели. 6. Я решила послать отцу телеграмму. 7. Он обещал рассказать об этом матери. 8. Анна решила уехать из города. 9. Мать решила спросить сына о его занятиях. 10. Больной попросил медсестру включить свет в палате. 11. Анна решила переписать это стихотворение.
7. Составьте диалоги по данным ситуациям.
1. Ты спешишь в театр, а твой друг собирается очень медленно. Поторопи его, ведь вам долго ехать.
2. Тебе надо утром встретить свою сестру в аэропорту, но у тебя нет времени. Ты позвонил другу с просьбой встретить её. Он спрашивает тебя, как её узнать.
3. Завтра тебе предстоит сдать трудный экзамен. Ты волнуешься, подруга тебя успокаивает.

8. Спишите, раскрывая скобки.
1. Мы пойдём вместе: ... меня, ... во дворе, я скоро спущусь (ждать – подождать). 2. ..., пожалуйста, как добраться до театра. ... громче: здесь ничего не слышно (говорить – сказать). 3. ... решение задачи, где-то ты ошибся. ... медленно и внимательно (проверять – проверить). 4. ... глаголы несовершенного вида. ... их зелёной ручкой (подчёркивать – подчеркнуть). 5. Ты прочёл урок? ... его. ... медленно и внятно! (пересказывать – пересказать). 6. На каждой перемене ... окно. Здесь очень душно, ... окно (открывать – открыть). 7. ... для меня хлеба. ... аккуратно и тонко (резать – нарезать). 8. ... мне, пожалуйста, мою тетрадь (передавать – передать). 9. Кто-то стучит: ... дверь (открывать – открыть). 10. Почему ты перестал читать? ... ещё раз (читать – прочитать).

Популярные сообщения из этого блога

Правописание 'н'/'нн' в причастиях + упражнения

Упражнения на тему "Причастие и деепричастие"