Упражнение на тему "обобщающие слова при однородных членах предложения"
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Упражнение 1. Расставьте знаки препинания.
1) В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (А. Чехов)
2) Живя умей всё пережить Печаль и радость и тревогу. (Ф. Тютчев)
3) Будущее принадлежит двум типам людей человеку мысли и человеку труда. (В. Гюго)
4) Ничто ни слова ни мысли ни даже поступки наши не выражает так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру как наши чувствования... (К. Ушинский)
Упражнение 2.
I. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
II. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки - ничто не помешало прокладке газопровода.
Упражнение 3. Поставьте знаки препинания; выделите однородные члены предложения с обобщающими словами.
1) Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (К. Паустовский)
2) С опытным проводником нам не страшно ничего ни броды через бурные реки ни сплошная тайга ни перевалы.
3) На красноватой траве на былинках всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (И. Тургенев)
Упражнение 4. Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов.
1) В школьном саду посадим фруктовые деревья: …, …, ..., … .
2) …, …, … — все эти животные считаются хищниками.
3) Нигде: ни ... , ни ... , ни ... — я не встретился с друзьями.